flags2 r  flags2 e 

Шелест

Шелест Алексей Несторович

(1878 - 1954)

Основатель научно-педагогической школы

 

Выдающийся ученый в области тепловозостроения и тепловых двигателей, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, лауреат Сталинской премии, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Тепловозостроение» МВТУ им. Н.Э. Баумана, декан факультета «Тепловых и гидравлических машин» МВТУ им. Баумана.

 

Родился Алексей Несторович 24 февраля 1878 г. в с. Полуяново Остерского уезда, Черниговской губернии. В 1907 г. А.Н. Шелест становится студентом ИМТУ. Момент обучения А.Н. Шелеста в ИМТУ совпал с началом бурного развития в училище теплотехнических специальностей, в том числе двигателей внутреннего сгорания. Это определило сближение А.Н. Шелеста со своим будущим наставником – профессором В.И. Гриневецким, основателем научно-педагогической школы двигателестроения.

 

Защита дипломного проекта состоялась в ИМТУ 30 сентября 1915 года, а уже 7 октября Ученый Совет пригласил А.Н. Шелеста на должность преподавателя училища. Осенью 1916 г. ему поручается руководство специальным проектированием тепловозов «в размере одного годового часа». Этот момент можно считать началом создания в училище школы тепловозостроения.

 

С 1920 года А.Н. Шелесту удается продолжить теоретические исследования тепловозных двигателей. Возникло предложение заменить поршневой двигатель газотурбинным. На схему локомотивной газотурбинной установки с раздельными – компрессорным (газогенераторным) и силовым валами он 16 июня 1922 года получает швейцарский патент, получены патенты и в ряде других стран Европы и Америки.

 

В начале 1922 г. в Вене на немецком языке выходит книга А.Н. Шелеста «Теплоемкости газов и паров», где впервые делалась попытка сформулировать зависимость теплоемкостей рабочих тел двигателей от температуры. К осени 1922 г. А.Н. Шелест заканчивает книгу «Проблемы экономичных локомотивов», в которой обосновывает не только технические возможности постройки тепловозов, но и их экономическую целесообразность.

 

В 1927 году в МВТУ по постановлению Совета Труда и Обороны для продолжения работ была организована лаборатория тепловозных машин системы А. Н. Шелеста, ставшая научным центром тепловозостроения в нашей стране. Основной задачей лаборатории было исследование новых принципов действия тепловых машин. Численность сотрудников лаборатории превышала 60 человек. С августа 1931 г. лаборатория начала своими силами выпускать журнал союзного значения «Локомотивостроение», где освещались вопросы постройки паровозов, тепловозов и электровозов. В 1932 г. в связи со столетием МММИ А.Н. Шелесту было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель науки и техники». Он стал одним из первых лауреатов этого звания в стране.

 

В 1928 году, параллельно со строительством лаборатории, А.Н. Шелест стал руководить кафедрой паровозостроения. В 1933 г. А.Н. Шелест организовал в МАМИ кафедру «Тепловозостроение». В 1936 г Алексей Несторович становится деканом факультета «Тепловых и гидравлических машин».

 

Годы войны А.Н. Шелест провел в Москве. На базе его лаборатории был организован цех по изготовлению противотанковых ружей. И он считал себя обязанным организовать производство. Профессор не мыслил себя без преподавания и потому принял предложение временно возглавить кафедру термодинамики в МИХМ, где занятия продолжались.
В 1945 г. в связи с 30-летием работы в МВТУ А.Н. Шелест был награжден орденом Трудового Красного знамени.

 

Умер Алексей Несторович 8 января 1954 г. в Москве.

JSN Epic template designed by JoomlaShine.com