flags2 r  flags2 e 

giAPCNoOrKs

Круглов Михаил Георгиевич

(1921 - 2004)

Основатель научно-педагогической школы

 

Лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Поршневые и комбинированные двигатели» МГТУ им. Н.Э. Баумана Круглов Михаил Георгиевич родился 19 сентября 1921 г. В 1938 г. поступил в МВТУ им. Н.Э. Баумана, который окончил с отличием в 1944 г. После окончания МВТУ им. Баумана, работал на кафедре "Двигатели внутреннего сгорания" МВТУ научным сотрудником, закончил аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. В августе 1949 года был откомандирован в Запорожский институт сельскохозяйственного машиностроения, где исполнял обязанности заведующего кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания». После возвращения в 1954 году из командировки М.Г. Круглов работал на кафедре «Комбинированные двигатели внутреннего сгорания» МВТУ доцентом, с 1963 года профессором, а с 1975 года заведующим кафедрой. С 1978 года по 1996 год работал Заместителем Председателя ГКНТ СССР, Заместителем Министра и советником Министра науки и технической политики РФ, где он курировал важнейшие направления развития новых и перспективных технологий, одновременно исполняя обязанности заведующего кафедрой в МВТУ им. Н.Э. Баумана.

 

Докторскую диссертацию М.Г. Круглов защитил в 1963 году, а в 1965 году ему было присвоено звание профессора.

 

М.Г. Круглов известен в нашей стране и за рубежом как крупный ученый, общепризнанный лидер отечественного и мирового двигателестроения, создатель теории моделирования процессов в системах воздухоснабжения поршневых и комбинированных двигателей, организатор и руководитель работ по созданию двигателей новых схем и типов - двигателей с внешним подводом теплоты, двигателей с уменьшенным теплоотводом от рабочего тела, двигателей, работающих на альтернативных топливах, а также работ по повышению эффективности высокофорсированных двигателей. По этим направлениям под руководством М.Г. Круглова выполнено более 30 научно-исследовательских работ по заданиям крупнейших двигателестроительных предприятий и правительства. Результаты этих работ обобщены М.Г. Кругловым в более чем 250 печатных работах, в числе которых 45 учебников и монографий. На основе его монографии "Термодинамика и газодинамика двухтактных двигателей" возникло новое направление в теории ДВС и всемирно известная научная школа профессора Круглова. Под его руководством подготовлено 50 кандидатов и 12 докторов технических наук.

 

Большую и плодотворную научную деятельность М.Г. Круглов сочетал с активной общественной и научно-общественной работой. В течение ряда лет М.Г. Круглов работал деканом факультета «Энергомашиностроение», в парткоме МВТУ, в НТС министерств, диссертационных и редакционных советах, в экспертном совете ВАК СССР и РФ, научном совете АН СССР по проблемам энергетики, возглавлял межведомственный научно-технический совет по двигателестроению при ГКНТ СССР, комиссию по ДВС МВ и ССО СССР, секцию ДВС издательства «Машиностроение», научно-методический совет по специальности «Двигатели внутреннего сгорания», руководил Всесоюзным научно-техническим семинаром по ДВС.

 

Результаты научной и педагогической работы М.Г. Круглова получили высокую оценку в кругах научной общественности. Профессор М. Г. Круглов является лауреатом Государственной премии СССР, ему присвоено почетное звание "Заслуженный деятель науки и техники РФ", «Заслуженный деятель науки Грузии», награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, тринадцатью медалями СССР и РФ, Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. С 1987 года до своих последних дней М.Г. Круглов работал профессором кафедры Э-2. 27 февраля 2004 г. после продолжительной болезни Михаил Георгиевич скончался и похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

 

JSN Epic template designed by JoomlaShine.com