flags2 r  flags2 e 

Мазинг

Мазинг Евгений Карлович

(1880 - 1944)

Основатель научно-педагогической школы

 

Евгений Карлович Мазинг, руководивший кафедрой "Двигатели внутреннего сгорания" МВТУ в течение почти четверти века, родился 5 апреля 1880 г. в семье известного педагога и общественного деятеля Карла Карловича Мазинга (1849 - 1926 г.), владельца и директора реального и коммерческого училищ, действительного статского советника, гласного Московской городской думы, организатора первых вечерних школ - "рабочих классов", преобразованных после Революции в рабфаки. Рано осиротев, Карл Карлович с двенадцати лет зарабатывал репетиторством, а в 28 лет основал собственное реальное училище с уникальными мастерскими.

 

Это был новый тип реального училища, отвечающего требованиям быстро развивающейся российской промышленности. В отличие от элитарной гимназии здесь учили не каким-то отвлеченным, а прикладным наукам и, разумеется, "наукам словесным", которые способствовали нравственному формированию свободной, независимой личности. Для своего училища К. К. Мазинг создает первый в России курс математики, впоследствии названный им "прикладной математикой" и включающий серию учебников по алгебре, геометрии и стереометрии. Эти учебники сначала вызвали бурные споры, но вскоре были рекомендованы для всех учебных округов для реальных училищ, а затем и для гимназий. Несмотря на то, что реальное и коммерческое училища были частными, учебный процесс контролировался Министерством просвещения. В 1915 г. училища были переданы в бесплатное пользование Общества преподавателей и родителей, а в 1918 г. вошли в состав сети общеобразовательных школ. Ныне в их здании помещается 57-я экспериментальная школа.

 

Евгений Карлович был не единственным ребенком в семье. У него был брат, умерший в 1915 г. после ранения на фронте, и три сестры, умные, начитанные женщины, знающие несколько языков. Одной из них, Надежде, поэт К. Бальмонт посвятил стихотворение в сборнике "Будем, как солнце". Во время Первой мировой войны сестры окончили фельдшерские курсы и работали сестрами милосердия в госпитале, организованном их отцом.

 

В 1898 г. Евгений Карлович окончил реальное училище и поступил в Императорское Московское Техническое Училище (после Революции МВТУ им. Баумана, теперь МГТУ им. Баумана), которое и окончил с отличием в 1906 г. со званием инженер-механик. Еще будучи студентом, он начал зарабатывать самостоятельно, уезжая каждый год на платную практику: служил помощником машиниста при депо Орша Московской - Брестской железной дороги, по службе пути на станции Борисов той же дороги, работал на постройке водопровода в г. Балашове Саратовской губернии, на Коломенском машиностроительном заводе. В конце обучения в МВТУ Евгений Карлович в течение года отбывал воинскую повинность в качестве кондуктора Тульской инженерной дистанции. По завершении воинской повинности его пригласил работать личным ассистентом профессор В. И. Гриневецкий, а с июля 1907 г. он становится штатным лаборантом Лаборатории двигателей внутреннего сгорания ИМТУ. В Лаборатории двигателей Е.К. Мазинг руководил испытаниями промышленных установок, проводившихся силами студентов-двигателистов, участвовал в создании предложенного Гриневецким двигателя двойного сжатия и расширения, построенного на Путиловском заводе в 1911 г. и возглавил обширные исследования газовых двигателей и газогенераторов, определивших на долгие годы одно из направлений научной работы кафедры.

 

В 1913 г. его переводят в преподаватели и направляют в трехмесячную научную командировку в Германию и Швейцарию, по возвращению из которой поручают руководство курсовым и дипломным проектированием по ДВС. К чтению лекций по курсу ДВС он приступает в 1914 г.

 

Во время Первой мировой войны преподаватели Училища Н. Р. Брилинг и Е. К. Мазинг организовали бесплатные автомобильные курсы при Всероссийском Земском Союзе на основе оборудования, имеющегося в Лаборатории двигателей внутреннего сгорания. Первым заведующим курсов был Н. Р. Брилинг (с 14 апреля по 26 мая 1915 г.), затем заведование курсами перешло к Евгению Карловичу. Использование студентов-техников в роли военных шоферов преследовало также цель создать отечественные кадры лиц, практически знакомых с автомобилями, из которых впоследствии выработаются ведущие специалисты российской автомобильной промышленности. Лаборатория двигателей внутреннего сгорания была укомплектована в основном стационарными тяжелыми двигателями и совершенно не имела легких автомобильных двигателей и агрегатов автомобилей. Потребные для обучения шоферов автомобили и отдельные их агрегаты были предоставлены в распоряжение курсов Всероссийским Земским Союзом Кроме того, Автомобильный отдел Московского Отделения Императорского Технического Общества разрешил при подготовке шоферов использовать учебные пособия автомобильных курсов Технического Общества. Гараж курсов был размещен в помещении новой котельной лаборатории паровых котлов ИМТУ, предоставленным курсам заведующим этой лаборатории профессором К.В. Киршем.

 

К преподавательской деятельности на курсах кроме организаторов курсов Н.Р. Брилинга, Е.К. Мазинга, преподавателей Н.А. Мартьянова, П.К. Энгельмейера, И.В. Грибова, Г.Ф. Комовского и Ф.И. Каллианиди были привлечены 25 студентов, члены автомобильного кружка ИМТУ. Члены автомобильного кружка обеспечивали все практические занятия на курсах.

 

Продолжительность занятий на курсах составляла около двух месяцев. Слушателей курсов преподаватели Училища знакомили в лекционном курсе 44 часов (22 двухчасовые лекции) с основами термодинамики, устройством автомобиля и двигателя и т. д. Лабораторные занятия проводились в объеме 16 часов на имеющихся в Лаборатории стационарных двигателях Кертинга, Русь, Дизель и автомобильном моторе. На вождение автомобиля отводилось 4 - 5 часов. Кроме того, обучающиеся на курсах должны были выполнять эскизы деталей автомобиля и участвовать в сборке, разборке и ремонте автомобилей в гаражах Земского союза.

 

Автомобильные курсы просуществовали до конца 1917 г. и только за 1915 год подготовили свыше 330 шоферов, трудившихся в санитарных колоннах и автотранспортных предприятиях, обеспечивавших снабжение армии.

 

С 14 апреля 1915 года Евгений Карлович вместе с Н.Р. Брилингом по предложению полковника Д.В. Яковлева организовали экспериментальное изучение процессов в авиационных моторах «Гном». Эти исследования были направлены на поиск эффективных регулировок авиационных двигателей, используемых Российской армией.

 

В 1920 г. Е. К. Мазинг избирается профессором по кафедре "Стационарные двигатели внутреннего сгорания", на базе которой затем образуется кафедра "Двигатели внутреннего сгорания" (теперь кафедра Э-2), и становится научным руководителем кафедры и лаборатории при ней, оставаясь на этом посту до своей кончины в 1944 г. Вся его научная и педагогическая деятельность была тесно связана с МВТУ. Зарождение и развитие специальности "Двигатели внутреннего сгорания" и Лаборатории двигателей прошли при его самом активном участии и непосредственном руководстве. В 20-е годы кафедра под руководством Евгения Карловича, несмотря на трудности восстановительного периода страны, выпускала хорошо подготовленных инженеров, из которых выросли крупнейшие специалисты двигателестроения - педагоги и ученые Н.В. Иноземцев (впоследствии ректор МАИ), професора Г.Г. Калиш, А.В. Квасников, А.С. Орлин и выдающиеся организаторы машиностроения А.Ф. Махарадзе, В.А. Малышев (нарком танковой промышленности, министр транспортного машиностроения, министр судостроительной промышленности, министр транспортного и тяжелого машиностроения, министр среднего машиностроения, заместитель Председателя Совета Министров СССР, член Президиума ЦК КПСС, Дважды лауреат Государственной премии СССР, дважды Герой Социалистического Труда), С.А. Степанов (министр сельскохозяйственного машиностроения), П.М. Зернов (заместитель наркома танковой промышленности, первый директор Арзамас-16). Кроме того, в этот период времени кафедра подготовила блестящую плеяду конструкторов авиационных двигателей, таких как В.Я. Климов, А.А. Микулин, Б.С. Стечкин, А.Д. Швецов, В.А. Добрынин.

 

С конца 20-х годов Лаборатория двигателей МВТУ начала интенсивно пополнять свое оборудование, получив сначала двухтактный бескомпрессорный дизель "Дойц" и некоторую аппаратуру, а затем несколько двигателей с завода "Красный пролетарий", где было прекращено их производство. Это дало возможность развить научно-исследовательские работы в Лаборатории, к которым были привлечены преподаватели кафедры. В дальнейшем Лаборатория становится основным центром учебной и научно-исследовательской работы МВТУ по двигателям. В 30-е годы кафедра ДВС и Лаборатория заслуженно считались одними из лучших в МВТУ.

 

С развитием в 30-е годы отечественного двигателестроения расширяются и укрепляются ранее установившиеся связи с промышленностью. Это позволило обновить лабораторную базу кафедры и сделать более содержательными эксплуатационную и преддипломные практики студентов, а также более полноценное выполнение дипломных проектов. Так в период 1934-1935 г.г. по заданию Горьковского Автомобильного завода группой дипломников кафедры под руководством Г.Г. Калиша был разработан проект быстроходного автомобильного дизеля. Построенный на ГАЗе, опытный образец этого двигателя был одним из первых отечественных транспортных быстроходных дизелей.

 

В 1928 г. профессор Е.К. Мазинг выпустил учебное пособие «Тепловой процесс двигателей внутреннего сгорания», а в 1937 г. переработанное и дополненное издание этой книги. В этом труде Евгений Карлович развил и углубил предложенные своим учителем профессором В. И. Гриневецким теоретические основы теплового процесса двигателей внутреннего сгорания и разработал уточненный метод теплового расчета двигателей внутреннего сгорания, получивший всеобщее признание и вошедший в учебные курсы ВУЗов как метод Гриневецкого-Мазинга. Этот метод и сегодня широко используется не только в учебном процессе, но и при конструировании двигателям, так этот метод относится к так называемым «прямым методам» позволяющим определить основные параметры конструкции двигателя по данным технического задания. Его монография "Тепловой процесс двигателей внутреннего сгорания" стала настольной книгой нескольких поколений инженеров-двигателистов. Ряд идей Евгения Карловича опередили развитие зарубежной технической мысли. Например, идея о неполноте сгорания в дизеле в виде сажи и теоретические основы анализа состава отработавших газов при таком проявлении неполноты сгорания были им изложены на десятилетие раньше, чем они появились в зарубежной технической литературе. По инициативе Евгения Карловича были проведены фундаментальные исследования по теории и практике газовых и газогенераторных двигателей и по переводу двигателей, работающих на жидком топливе, на питание газом. Результаты этих работ были широко реализованы промышленностью, особенно в годы Великой Отечественной войны. Глубокое понимание термодинамических процессов привело его к разработке оригинальной системы пневматической передачи энергии на тепловозах, которая была запатентована не только в СССР, но также и в Германии.

 

На кафедре в 30-е годы организуется подготовка педагогических и научных кадров через аспирантуру. Аспиранты на лабораторных установках проводили исследовательские работы по заданиям промышленности и вместе с тем выполняли свои диссертации. Первым аспирантом, защитившим кандидатскую диссертацию в 1937 г., был П.М. Зернов, в дальнейшем работавший заместителем наркома танковой промышленности, а с 1946 по 1952 г. работавший директором Арзамаса-16. Помимо основного преподавательского состава Е.К. Мазинг привлекал для чтения отдельных курсов и руководства дипломным проектированием опытных специалистов из промышленности. На факультете ТГМ кафедра ДВС обеспечивала чтение курса двигателей внутреннего сгорания, а также на специальности тепловозостроение и других специальностях факультетов МВТУ. Подготовка специалистов была поставлена таким образом, что кроме теоретических курсов студенты выполняли общие лабораторные работы и специальную лабораторию по двигателям внутреннего сгорания, курсовой проект по двигателю, проходили преддипломную практику и завершали обучение выполнением дипломного проекта.

 

Существенно расширилась научно-исследовательская работа кафедры в 1936 г., когда в МВТУ было передано оборудование и штат работников машинной лаборатории Всесоюзного теплотехнического института им. Ф.Э. Дзержинского (Д.Н. Вырубов, И.М. Ротарь, И.В. Астахов и др.). Евгений Карлович сумел расширить тематику научно-исследовательских работ, проводимых на кафедре. В годы первых пятилеток кафедра под руководством Е.К.Мазига участвовала в решении проблем зарождающегося тепловозостроения. Тематика научно-исследовательских работ этого периода в основном была связана с проблемой расширения ресурсов жидкого топлива, исследования тяжелых топлив, с изучением процессов смесеобразования и сгорания в дизелях (проф. Д.Н. Вырубов), с разработкой методов расчета разделенных камер сгорания (проф. Г.Г. Калиш, проф. Б.Г. Либрович), теории расчета процессов топливоподачи и регулирования (проф. Г.Г. Калиш, проф. И.В. Астахов), решением проблем газообмена в двигателях (Г.Г. Калиш, С.И. Алексеев, А.С. Орлин, М.С. Ховах). Кроме того, был проведен ряд исследований по замене жидкого топлива газообразным (Е.К. Мазинг, С.Е. Лебедев, Н.А. Кутырин).

 

В 1936 г. из московского Автомеханического института в МАМИ был переведен автотракторный факультет, в состав которого входила кафедра «Автотракторные двигатели» под руководством профессора В.И. Сороко-Новицкого. Этот факультет был реорганизован в конце 1938 г., а кафедра «Автотракторные двигатели» получила новое название «Двигатели боевых машин». Руководство этой кафедрой принял доктор технических наук, профессор А.С. Орлин, который в 1937 г. защитил докторскую диссертацию в стенах МВТУ. На этой кафедре была начата подготовка специалистов транспортного двигателестроения и развернулась большая научно-исследовательская и конструкторская работа по этой тематике. Между двумя кафедрами ДВС и ДБМ существовала тесная связь в учебной подготовке студентов и выполнении исследовательских работ. Курс «Конструкция и расчет ДВС» читал проф. А.С. Орлин на специальности ДВС, а курс «Теория легких двигателей» проф. Г.Г. Калиш на специальности ДБМ. По результатам проведенных исследований на кафедре ДВС в 1937 г. докторскую диссертацию защитил Б.Г. Либрович, а в 1940 г. Д.Н. Вырубов.

 

В период нахождения в эвакуации в г. Ижевске кафедра продолжала готовить специалистов. Все студенты училища после теоретических занятий работали на заводах, что являлось не только помощью фронту, но и большой практической школой. В г. Ижевске кафедра вела разработки проектов газогенераторных установок для перевода двигателей жидкого топлива на газ по заданиям промышленности. Эта работа велась под руководством проф. Е.К. Мазинга при участии Г.Г. Калиша, Д.Н. Вырубова и была отмечена приказом Наркома тяжелой промышленности тов. Казаковым.

 

После возвращения из эвакуации в 1943 г. и окончания Великой отечественной войны кафедра проводила работы по совершенствованию процессов смесеобразования и сгорания топлив в дизелях и процессов топливоподачи.

 

Наряду с большой учебной и научной работой в МВТУ Евгений Карлович интенсивно трудился в научных организациях промышленности. В 1918 - 1922 г. руководил отделом ДВС в Экспериментальном институте Наркомпути, а в 1921 г. вместе с Н.Р. Брилингом и Е.А. Чудаковым создал НАМИ, где в 1922 - 1932 г. вел работы по стационарным двигателям и руководил термодинамическим отделом. Е.К. Мазинг участвовал также в организации Теплотехнического института, носившем до 1930 г. имя профессоров Гриневецкого и Кирша. В 1923-1925 г. работал консультантом в конструкторском бюро ГОМЗ по разработке тепловоза по его заявке. Много сил он приложил в работе комиссии Академии Наук по терминологии в области двигателей внутреннего сгорания и родственных областей науки и техники, в научном редактировании и рецензировании журнальных статей и крупных научных трудов, промышленной экспертизе. В 1924 г. на 3 месяца Евгений Карлович был командирован в Германию на испытания первого тепловоза с электрической тягой, построенного по заказу СССР. Жившие там родственники уговаривали его остаться, но это предложение было для Евгения Карловича абсолютно неприемлемо, и он даже не допускал самой мысли покинуть Родину.

 

В 1929 г., когда в стране началась кампания по лишению избирательных прав "классового чуждых элементов", Евгений Карлович, несмотря на его большую общественно-полезную деятельность, как сын "бывшего владельца дома", вместе с женой были объявлены "лишенцами", что в то время означало полное отстранение от общественной жизни. Но вскоре Избирательная комиссия Хамовнического района г. Москвы отменила это решение.


Плодотворная научно-педагогическая деятельность Евгения Карловича была отмечена в 1937 г. присуждением ему без защиты диссертации ученой степени доктора технических наук, а в феврале 1941 г. присвоением почетного звания Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

 

Во время Великой Отечественной войны Евгений Карлович с конца 1941 г. и до начала 1943 г. вместе со студентами и преподавателями МВТУ находился в эвакуации в г. Ижевске и руководил учебным процессом на кафедре, а также опытно конструкторскими работами по созданию газогенераторных установок для перевода двигателей жидкого топлива на газ по заданиям промышленности.

 

Евгений Карлович скончался 24 марта 1944 г. и похоронен в Москве на Введенском кладбище рядом с могилой своего отца.

JSN Epic template designed by JoomlaShine.com