flags2 r  flags2 e 

Калиш

Калиш Герман Георгиевич

(1895 - 1965)

Основатель научно-педагогической школы

 

Среди деятелей науки и техники, посвятивших себя становлению и развитию дизелестроения в стране, заметное место занимает выдающийся ученый и инженер с широкой научной эрудицией, крупнейший специалист в области процессов и конструкций поршневых двигателей внутреннего сгорания всех типов и назначений, лауреат Государственной премии СССР, доктор технических наук профессор Калиш Герман Георгиевич, основатель научной школы топливоподающей аппаратуры и автоматического регулирования ДВС.

 

Родился Герман Георгиевич в Москве 28 июня 1895 г. в семье почетного гражданина Москвы, члена попечительского совета коммерческого училища Московского общества содействия распространению среднего образования предпринимателя Калиша Георгия Германовича. Мать Германа Георгиевича Калиш Адель Ивановна (урожденная Прове) потомственная почетная гражданка, попечительница Болшевского приюта для нищих девочек, член совета общества взаимопомощи ученицам второй Московской женской гимназии (1912 г.), владелица усадьбы на ул. Новой Басманной улице, 22 (с 1901 г.), владелица имения в Лапино (с 1901 г). Дед Калиша Г.Г. – Иван Карлович Прове (1833 г., г. Торн, Пруссия) был приглашен И.В. Цветаевым в комитет по устроению Музея изящных искусств им. Императора Александра III. На средства И К. Прове выполнена отделка Библиотечного зала музея. С 1887 г. И.К. Прове –потомственный почетный гражданин.

 

После окончания Михайловского реального училища (Москва) в 1912 г. Г.Г. Калиш поступил на механический факультет Московского высшего технического училища. В период обучения в МВТУ параллельно с освоением теоретических дисциплин он стремился получить практические навыки рабочих профессий, для чего работал токарем на Мытищинском вагоностроительном заводе, в мастерских МВТУ, в центральной автосекции ВСНХ. После окончания в 1920 г. МВТУ он руководил успешно всеми видами занятий со студентами МВТУ по основной специальности, а также в первые годы педагогической деятельности по черчению, термодинамики и другим общеинженерным дисциплинам. В 1924 году Г.Г. Калиш принял в заведование лабораторию ДВС МВТУ от В.Я. Климова.

 

Еще до окончания училища 1 июля 1919 г. Герман Георгиевич приступил к работе в научно-автомобильной лаборатории НТО ВСХН, преобразованной через два года в Научный автомобильный институт (НАМИ), и с тех пор практически до конца своих дней не прерывал с НАМИ своих деловых и творческих связей. Начал работать в НАМИ монтером-механиком. 

 

В результате успешной защиты дипломного проекта в МВТУ 15 ноября 1920 г. ему была присвоена квалификация инженера-механика по специальности “Двигатели внутреннего сгорания”. После окончания МВТУ последовательно занимал должности инженера-конструктора, заведующего термодинамической лабораторией, заместителя заведующего термодинамическим отделом и заведующим этим отделом. Длительное время утверждался членом коллегии НАМИ. В период работы в НАМИ Герман Георгиевич проявил себя высококвалифицированным ученым-исследователем в области двигателестроения. Его научные интересы всегда были тесно связаны с насущными потребностями быстро развивающегося отечественного двигателестроения.

 

В 1927 году Г.Г. Калиш был репрессирован и выслан из Москвы в Нижний Новгород, где с 21 декабря 1927 г. по октябрь 1931 г. работал преподавателем Нижегородского индустриального техникума, затем был приглашен в Нижегородский Государственный университет. В Нижегородский период своей деятельности Г.Г. Калиш организовал в НГУ лабораторию двигателей внутреннего сгорания (1927 г.), где проводил специальные работы. На базе этой лаборатории в 1930 г. в НГУ была создана кафедра двигателей внутреннего сгорания, в организации которой непосредственное участие принимал Г.Г. Калиш, назначенный руководителем специальности «Двигатели внутреннего сгорания», и В.Ю. Гиттис. После выделения из университета Нижегородского механико-машиностроительного института Г.Г Калиш вел в институте основной курс по ДВС, руководил курсовым и дипломным проектированием. 

 

В феврале 1931 г. он вернулся в Москву и возобновил работу в Научном автотракторном институте, созданном на базе НАМИ, и с января 1932 г. на кафедре “Двигатели внутреннего сгорания” МВТУ. Читал лекции по теории двигателей, создал новую дисциплину “Быстроходные двигатели”, в которой синтезировал результаты научных исследований, проведенных им и под его руководством в предыдущие годы. В лекциях по курсу “Топливоподающая аппаратура” подробно рассматривал устройство и характеристики составляющих элементов, закономерности процесса распыливания и впрыскивания с учетом сжимаемости топлива и волновых явлений в трубопроводах высокого давления.

 

Профессор Калиш очень много сделал для науки и заводов двигателестроительной промышленности, главным образом в области исследования и расчета процессов, протекающих в топливоподающей системе и регулирования, конструирования элементов топливной системы и регуляторов. Еще во время своей деятельности в Нижнем Новгороде он оценил перспективы дизелизации автомобильного транспорта и уже в 1935 году его дипломники Н.И. Костыгов и Р.М. Горбовицкий по заданию Горьковского автозавода спроектировали первый в России автомобильный дизель, а первый аспирант кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» П.М. Зернов (впоследствии заместитель министра танковой промышленности и первый директор Азамас-16, где были созданы атомные и впоследствии водородные бомбы) в 1937 году защитил кандидатскую диссертацию по проблеме создания дизелей для ГАЗ. За эту диссертацию П.М. Зернову присвоена премия Ленинского комсомола.

 

Развитие быстроходного транспортного дизелестроения потребовало от Германа Георгиевича сосредоточить свои усилия на разработке проблем, связанных с совершенствованием рабочих процессов быстроходных дизелей и их топливоподающей аппаратуры. Он внес существенный вклад в разработку таких актуальных вопросов, как газообмен двухтактных двигателей, характеристики быстроходных дизелей и карбюраторных двигателей, особенности динамики работы клапанных механизмов, условия улучшения смазки, облегчение выбора рациональных размеров некоторых конструктивных элементов двигателя. Важный след в науке и практике оставили его труды по исследованию работы топливоподающей аппаратуры, ее элементов и процесса впрыскивания топлива с учетом его сжимаемости и волновых процессов в топливопроводах. Особое внимание было уделено изучению характеристик закрытых форсунок и устойчивости их работы. Теоретические исследования работы топливоподающей аппаратуры дополнялись постановкой тщательных экспериментов, в организации которых Герман Георгиевич принимал непосредственное участие. 

 

Г. Г. Калиш разработал расчеты процессов в топливопроводах топливоподающих систем с учетом явлений неустановившегося движения, причем Г. Г. Калиш шел своим оригинальным путем в отличие от работ Ротрока, Пишингера и других крупных зарубежных ученых. В итоге он создал инженерный метод расчета, широко применяемый в практике и в настоящее время. То же относится к его работам в области регулирования, в частности в области автоматического регулирования. Работы Г. Г. Калиша послужили основой для дальнейшего развития расчетных методов его учениками профессорами И. В. Астаховым, В. И. Крутовым, М. А. Айзерманом и другими крупными учеными.

 

Эксплуатация транспортных агрегатов в различных климатических условиях, особенно зимних, вызывала определенные трудности пуска дизелей. Это привело к необходимости тщательных исследований агрегатов, обеспечивающих пуск, а также пусковых свойств самих двигателей. Организатором этих исследований в НАМИ был Герман Георгиевич.

 

В годы Великой Отечественной войны, находясь в эвакуации в составе МВТУ в Ижевске, он принимал активное участие в разработке вопросов, связанных с переводом дизелей на работу с генераторным газом, полученным из древесных чурок. Им была разработана методика расчета состава генераторного газа по условию химического равновесия компонентов газа. Эта работа была отмечена в 1943 г. приказом наркома тяжелого машиностроения Казаковым.

 

Как известно, дизель не может работать без установки на нем автоматического регулятора, параметры которого должны быть подобраны так, чтобы их совместная работа была устойчивой и высококачественной. Герман Георгиевич стал инициатором развития в НАМИ научно-исследовательских работ в области автоматического регулирования транспортных дизелей. Под его руководством и при непосредственном участии были разработаны вопросы устойчивости работы транспортного дизеля, оборудованного всережимным механическим и пневматическим автоматическими регуляторами, изучено влияние на качество работы систем регулирования периодических составляющих крутящего момента и условий появления резонанса. Он также возглавлял проектирование и испытание первых отечественных всережимных автоматических регуляторов.

 

Результаты научных исследований Германа Георгиевича в области ДВС опубликованы в многочисленных журнальных статьях и отчетах НАМИ, МВТУ и других организаций. 

Особого внимания заслуживает научная интуиция и предвидение Г.Г. Калиша. Так, еще в 1937-1940 гг. Г.Г. Калиш со своими учениками изучали процессы и топливную аппаратуру двигателей с впрыскиванием бензина (центральный, распределенный и непосредственный впрыск бензина). Результаты исследований нашли отражение в диссертациях, научно-технических отчетах и публикациях в периодической печати. В частности, в 1941 году в МВТУ им. Н.Э. Баумана инженер С.П. Акопян защитил кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам впрыскивания бензина во впускной трубопровод и непосредственно в цилиндры автомобильных двигателей. И только сегодня системы с впрыском бензина во впускной трубопровод стали массовыми и применяются практически во всех автомобильных бензиновых двигателях. Сбылось и предвидение Германа Георгиевича о широкой дизелизации автомобильного транспорта. 

 

За участие в создании тракторных двигателей типа Д35 в 1946 году Герман Георгиевич Калиш удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

 

Герман Георгиевич Калиш выдающийся педагог. Сразу же после получения высшего образования ему была предложена практическая работа в МВТУ. Начиная с 15 декабря 1920 г. он проводил со студентами занятия по черчению, лабораторные работы по исследованию ДВС, руководил курсовыми проектами и вел практические занятия по прикладной механике на электротехническом факультете. Он руководил успешно всеми видами занятий со студентами по основной специальности, а также в первые годы педагогической деятельности по черчению, термодинамике и другим общеинженерным дисциплинам. Блестящие лекции Германа Георгиевиче заслуживают самой высокой оценки и с научной и с методической стороны и могут считаться лучшими лекциями по специальности ДВС.

 

Большое внимание Герман Георгиевич уделял подготовке научно-педагогических кадров. Под его руководством закончили аспирантуру и успешно защитили кандидатские диссертации 26 инженеров в МВТУ, НАМИ и в других организациях, занимающихся исследованием, проектированием и построением поршневых двигателей внутреннего сгорания, главным образом автотракторного типа. Ряд его учеников защитили докторские диссертации и стали докторами наук (И.В. Астахов, В.И. Крутов, М.А. Айзерман и др.).

 

Педагогическая деятельность Г. Г. Калиша была сопряжена с участием в подготовке и издании учебников и учебных пособий] по специальности “Двигатели внутреннего сгорания”. В 1946 г. А.С.Орлин, Б.Г. Либрович, Г.Г. Калиш, М.М. Чурсин, В.А. Петров, В.И. Кирсанов выпустили учебник «Двигатели боевых машин». В этом учебнике Г.Г. Калиш написал главы: применение регуляторов на транспортных двигателях, смесеобразование в транспортных дизелях и характеристики транспортных двигателей внутреннего сгорания).

 В 1951 г. в учебнике «Двигатели внутреннего сгорания», вышедшем в издательстве Машгиз, перу Германа Георгиевича принадлежат главы: Карбюрация; Смесеобразование в двигателях с самовоспламенением от сжатия; Рабочие процессы топливоподающей аппаратуры двигателей с самовоспламенением от сжатия; Режим работы и характеристики двигателей внутреннего сгорания; Применение регуляторов на двигателях внутреннего сгорания. 

 

В 1957 г. во втором издании учебника «Двигатели внутреннего сгорания», выпущенном издательством Машгиз, Г.Г. Калиш написал главы: Рабочие процессы топливоподающей аппаратуры и смесеобразование в двигателях, работающих с впрыском горючего; Режимы работы двигателей внутреннего сгорания и их характеристики; Применение регуляторов скоростного режима на двигателях внутреннего сгорания. 

 

В III томе учебника «Двигатели внутреннего сгорания», вышедшем в издательстве Машгиз, Г.Г. Калиш написал главу II. Системы питания дизелей. Машгиз. —1962.

 

Научная и методическая значимость этих глав актуальна и сегодня и служит базисом для постановки новых исследований и создания новых учебников и учебных пособий.

 

В 1935 г. за большие заслуги в подготовке специалистов Герман Георгиевич был утвержден в ученом звании профессора по кафедре “Двигатели внутреннего сгорания”. В 1944 г. Г.Г. Калиш был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1947 г. ему была присуждена ученая степень доктора технических наук без защиты диссертации, что явилось следствием его выдающихся научных достижений и высокого авторитета среди ученых и инженеров-теплотехников. 

 

Высокая эрудиция Германа Георгиевича, умение сосредоточенно и целенаправленно трудиться способствовали его сотрудничеству со многими выдающимися специалистами и учеными-двигателистами. В частности, длительное время он сотрудничал с Николаем Романовичем Бриллингом, Евгением Карловичем Мазингом, Андреем Сергеевичем Орлиным и многими другими. В частности, Герман Георгиевич принимал участие:

- в составлении учебника проф. Н. Р. Бриллинга “Курс двигателей внутреннего сгорания”. 1-е изд. ГИЗ, 1924; 2-е изд. ГИЗ, 1927; 

- в подготовке работы проф. Бриллинга “Исследование автомоторных топлив”. — Госиздат, 1922; 

- в написании труда проф. Н. Р. Бриллинга “Исследование заданий и результатов французского пробега на экономичность”. Бюллетень Научно-автомоторного института № 2—3, 1923; 

- в составлении сборника «Гаражное хозяйство». Изд. Центрального управления местного транспорта. — 1922;

- Редактирование перевода книги Гуго Гюльднера “Двигатели внутреннего сгорания”. Т. I и II (совместно с С. И. Алексеевым). —М.: Макиз. —1927—1928 (1-й том вышел вторым изданием в ГНТИ в 1930 г.);

- Редактирование перевода книги К. Гюльднера “Влияние теплового состояния двигателя внутреннего сгорания на работу его органов распределения” (совместно с проф. Н. Р. Бриллингом). — Гостехиздат. —1928; 

- Редактирование перевода книги М. Зейлингера “Двигатели повышенной мощности”, — М.: Макиз. -1927;

- Редактирование перевода книги И. Шварцбека “Рациональная эксплуатация двигателя дизеля” (совместно с С. И. Алексеевым) -— М.: Макиз — 1928; 

- Редактирование перевода книги А. Геллера “Курс автомобиля” (совместно с проф. Н. Р. Бриллингом). — М.: ГИЗ. — 1930; 

- Редактирование перевода книги Ф. Засса “Бескомпрсссорные двигатели дизеля” (совместно с С. И. Алексеевым). —ОНТИ. -1931;

- Проработка и подготовка к печати 2-го издания книги Ф. Засса “Бескомпрессорные двигатели дизеля” (совместно с С. И. Алексеевым). — Энергоиздат. — 1935; 

- Редактирование труда Н. Н. Настенко “Своевременное регулирование транспортных дизельмоторов”. М,: Машгиз. — 1944; 

- Редактирование труда С. П. Акопяна “Двигатели с впрыском горючего и зажиганием от свечи” Машгиз. — 1945;

- Редактирование труда М. Л. Минкина “Пуск в ход транспортных дизелей”. — Машгиз. —1947;

- Редактирование пособия И. М. Егорова и В. И. Грибанова “Двигатели внутреннего сгорания”. Издание Военно-инженерной академии. —1941;

- Научное редактирование труда А. А. Чапчаева и Г. С. Исавкина «Система непрерывного впрыска бензина во впускную трубу для двигателей с искровым зажиганием”. Тр. НАМИ. — Вып. 44. —1962.

 

Герман Георгиевич всегда был внимателен к окружающим, готовым помочь в затруднительных ситуациях. Это был ученый-интеллигент с большой буквы. Посетители Дома ученых в Москве и по настоящее время помнят, что долгие годы Герман Георгиевич был первой скрипкой в симфоническом оркестре Дома ученых.

 

После выхода на пенсию продолжал активную работу по подготовке научно-педагогических кадров, работал в аспирантуре НАМИ. Являлся членом Ученого Совета факультета Энергомашиностроение МВТУ им. Н. Э. Баумана, членом редакционного Совета издательства “Машиностроение”, активно участвовал в научно-технической информации путем составления и редактирования рефератов для реферативного журнала “Машиностроение”, чему способствовало свободное владение им несколькими иностранными языками. Только в 1956—1964 гг. Герман Георгиевич составил или редактировал около 2100 рефератов.

 

Созданные профессором Калишем Германом Георгиевичем научные труды, учебники и учебные пособия, его научная школа живут и развиваются и в настоящее время и это является лучшим памятником выдающемуся ученому и инженеру.

 

Умер Герман Георгиевич в июне 1965 года и похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

 

 

Заслуженный деятель науки и техники СССР, Лауреат государственной премии, Председатель НТС Минвуза СССР, заведующий кафедрой «Термодинамика и теплопередача» МГТУ им. Н.Э. Баумана доктор технических наук профессор Виталий Иванович Крутов родился и вырос в Ижевске в русской семье: его родители приехали сюда из Москвы в трудный 1919 год в числе завербованных для работы на оружейном заводе.
С детских лет Виталий Иванович вместе со своей младшей сестрой Кларой привыкли трудиться: у каждого были свои обязанности по дому. И с тех пор труд стал непреложным законом всей его жизни.
Задатки будущего исследователя и педагога стали проявляться у него ещё в школе. Долгими вечерами засиживался он в библиотеке за чтением книг и академических журналов по физике. Всем, что узнавал, охотно делился с товарищами по классу. Перед контрольными работами по физике и математике часто бывал своеобразным «репетитором» для своих друзей.
Но не только одной учёбой жил Виталий Крутов в школьные годы. Он очень был увлечён спортивной гимнастикой и классической борьбой. В старших классах был самым сильным не только в учёбе, но и в спортивных соревнованиях. Зимой очень любил кататься на коньках, прекрасно рисовал.
И вот окончена школа с Похвальной грамотой (медалей за отличие тогда не было). Любовь к точным наукам привела юношу на моторное отделение МАИ. Он занимался очень увлечённо, будучи отличником, стал стипендиатом имени Серго Орджоникидзе. Но началась война. По направлению райкома комсомола студенты идут работать на Московский авиационный завод, заменив ушедших на фронт. Виталий Крутов стал токарем-револьверщиком, быстро освоился и уже через несколько дней выдавал норму. Вскоре студентов МАИ направили в формировавшиеся тогда истребительные батальоны. Несколько дней изучали оружие, а потом получили задание — прочёсывать подмосковные леса. Однако недолго студенты занимались этим делом, их вернули в институт: нужда в будущих инженерах была большей, чем в необстрелянных «истребителях».
Вскоре МАИ эвакуировали в г. Алма-Ата, а МВТУ им. Баумана - в Ижевск. Виталий Крутов принял решение вернуться домой в Ижевск и продолжить учёбу в МВТУ.
Долгих три недели он добирался на поездах в родной город. Единственная буханка хлеба, которую собрали ему в дорогу друзья-студенты, спасла его от голодной смерти. Дома радость встречи с родными и близкими, родителями - матерью Ларисой Николаевной, всю войну проработавшей Председателем горисполкома Ижевска, и отцом - Иваном Ильичом, возглавившим Госстрах Удмуртии.
В. Кругов зачислен на третий курс МВТУ им. Н.Э. Баумана по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС). Он прекрасно учится, многое знает и всегда готов поделиться своими знаниями с сокурсниками.
Вся дальнейшая судьба В.И. Крутова неразрывно связана с МВТУ им. Н.Э. Баумана. Во время обучения в МВТУ за отличную учёбу и активную общественную работу он получал Сталинскую стипендию.
После окончания Училища с дипломом инженера-механика по двигателям внутреннего сгорания в соответствии с рекомендацией Учёного Совета и распределением был принят в аспирантуру по кафедре ДВС. В 1945 году по совместительству поступил на работу в Научный автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) в должность инженера, где и выполнил экспериментальную часть диссертации. Большую роль в становлении Виталия Ивановича как учёного сыграл его научный руководитель профессор Герман Георгиевич Калиш - крупный специалист в области двигателей внутреннего сгорания, человек высокой культуры и энциклопедических знаний.
После защиты в 1948 году кандидатской диссертации был оставлен для работы на кафедре в должности ассистента. Талантливый педагог и учёный, человек цепкого ума и кипучей творческой энергии, Виталий Иванович попадает в непосредственное общение с такими корифеями науки, как А.С. Орлин и Д.Н. Вырубов, его коллегами являются ставшие впоследствии известными учёными М.Г. Круглов, Ф.Ф. Симаков, Н.И. Костыгов и многие - многие другие. Обучая студентов, Виталий Иванович постоянно и упорно учился сам, результатом чего явилось издание в 1958 году его первого фундаментального труда - учебника «Автоматическое регулирование двигателей внутреннего сгорания».
Человек внутренне собранный, организованный, чёткого и ясного мышления, Виталий Иванович умело сочетал учебно-педагогическую и научную деятельность с партийной, общественной и административной работой. С 1948 года он работал заместителем декана Тепловых и гидравлических машин (теперь факультет «Энергомашиностроение»), а в 1953 году был назначен деканом этого же факультета.
В 1955 году коммунисты Училища избрали В.И. Крутова секретарём партийного комитета. На этом ответственном и высоком посту он проработал 4 года, оставаясь по совместительству доцентом кафедры.
Несмотря на высокую загруженность Виталий Иванович сумел подготовить докторскую диссертацию, которую успешно защитил в 1961 году, и в 1963 году был утверждён в звании профессора.
В 1961 году он был избран заведующим старейшей кафедрой факультета Энергомашиностроения «Термодинамика и теплопередача», которую возглавлял свыше 30 лет, (ныне кафедра теплофизики). Он принял кафедру фактически без лабораторной базы научно-исследовательских работ и учебников, а оставил её - оснащённую современной лабораторией, большой плеядой кандидатов и докторов наук и многочисленными кафедральными учебниками по всем читаемым курсам, выдержавшим по 2-3 издания.
По его инициативе и при его непосредственном участии на кафедре были созданы типовая учебная лаборатория по термодинамике и теплообмену, лаборатория автоматики, первый на факультете кафедральный вычислительный центр, хорошо оборудованная специализированная аудитория, отдел проблемной лаборатории. Под редакцией В.И. Крутова и его непосредственном участии как автора коллективом кафедры изданы учебники и учебные пособия по технической термодинамике, теплотехнике, основам автоматического регулирования. Здесь особо следует подчеркнуть комплексный подход к изданию методических материалов, включающих учебник, задачник и лабораторный практикум для студентов.
Это оказалось возможным благодаря его замечательным деловым и человеческим качествам - прежде всего умению ставить перед коллективом задачи, диктуемые временем, и добиваться их выполнения. Его отличали высокое чувство ответственности, дисциплинированность, колоссальная работоспособность и творческий подход к решению стоящих проблем, и это при исключительном такте по отношению к своим коллегам, чуткости и отзывчивости. Пройдя все ступени организации учебного процесса в ВУЗе, он хорошо понимал значение совершенной методики изложения науки для эффективного усвоения её изучающими. Под его руководством и непосредственным участии на кафедре была создана современная структура и методика изложения термодинамики, которую он настойчиво внедрял в учебный процесс и публикуемые учебники. Книги, изданные кафедрой, получили высокую оценку в виде отзывов и премий МВТУ и Минвуза СССР.
Большим событием не только для кафедры, но и для всего факультета явилось издание в 1986 году учебника по теплотехнике под редакцией и авторском участии В.И. Крутова.
Будучи заведующим кафедрой, в 1961 году В.И. Кругов был вновь избран деканом факультета, а в октябре 1962 года назначен проректором по учебной работе МВТУ.
В марте 1964 года по представлению министра высшего и среднего образования СССР В.П. Елютина В.И. Кругов назначается председателем научно-технического совета министерства и утверждается членом коллегии. Вместе с тем он продолжает заведовать кафедрой в МВТУ, читает лекции, руководит научными разработками.
Совмещая на протяжении многих лет большую государственную работу с глубокими научными исследованиями и плодотворной учебно-воспитательной работой, В.И. Кругов сумел сплотить вокруг себя творческие коллективы научно-педагогических работников, способных решать важные научные и прикладные задачи.
Профессор В.И. Кругов был крупным отечественным учёным широкого профиля. В стенах МВТУ он создал научную школу и возглавил научное направление по автоматическому регулированию двигательных и теплоэнергетических установок.
Широко известны введённые им понятия и термины, в частности, о факторе устойчивости элемента системы регулирования, дающего представление о качественной и количественной характеристике способности элемента к самовыравниванию. Ему принадлежит методика расчёта переходных процессов в системах автоматического регулирования (CAP) третьего порядка при помощи двух безразмерных критериев подобия.Для обеспечения в переходных процессах баланса топлива и воздуха в комбинированных ДВС разработана система двухимпульсного регулирования скорости, учитывающая в качестве одного из выходных импульсов давление наддувочного воздуха. Под руководством профессора В.И. Крутова были разработаны корректор автоматического терморегулятора двигателя, позволяющий существенно повысить статическую и динамическую точность регулирования, и температурно-вязкостный корректор, обеспечивающий адаптацию дизеля при работе на различных видах нефтяных топлив.
Диаграммы профессора И.А. Вышнеградского были дополнены рядом характеристик, позволяющих легко определить константы интегрирования по заданным начальным условиям, а также все необходимые параметры, характеризующие протекание каждой из составляющих переходных процессов. Полученные при этом научные результаты стали основой докторской диссертации, а разработанная методика до сих пор широко используется многими организациями.
В последующие годы под руководством В.И. Крутова была разработана методика расчёта и построения переходных процессов нестационарных САР, описываемых нелинейными дифференциальными уравнениями с переменными коэффициентами.
Большое внимание в научной работе В.И. Кругов уделял вопросам статики и динамики автоматических регуляторов двигателей. Им разработана методика оценки \ действующих в регуляторе сил гидравлического трения (1949 г.), получившая затем дальнейшее развитие в трудах многих авторов; рассмотрены методы обеспечения прямолинейности регуляторных характеристик (1959 г.); разработана методика расчёта всережимного регулятора скорости с наклонной пружиной (1960 г.); а также обеспечения всережимности путём введения переменного передаточного отношения.
Последние годы В.И. Кругов посвятил разработке теоретических основ создания микропроцессорных систем управления и топливных насосов высокого давления (ТНВД) с дозированием и фазированием топливоподачи, обеспечивающих существенное улучшение экологических показателей дизелей.
В.И. Крутов с 1948 года непрерывно вёл в МВТУ преподавательскую работу. Мастерство В.И. Кругова как педагога постоянно отмечалось слушавшими его лекции студентами, для которых он на всю жизнь оставался образцом преподавателя. Результатом постоянного совершенствования учебных курсов явилось издание учебника «Автоматическое регулирование двигателей внутреннего сгорания» (выдержал 5 изданий в СССР, издан в Польше, переведён издательством «Мир» на английский язык), сборника задач по теории автоматического регулирования двигателей внутреннего сгорания. За ряд фундаментальных работ в области автоматического регулирования В.И. Кругов трижды удостаивался премий МВТУ, в составе авторов учебника «Двигатели внутреннего сгорания» ему было присвоено звание Лауреата Государственной премии СССР. Также он был удостоен почётного звания «Заслуженный деятель науки и техники России».
 В.И. Кругов разработал программу и создал лекционный курс по теорииавтоматического регулирования ДВС, им была разработана программа и читались лекции по теории колебаний и основам автоматики для ряда специальностей факультета «Энергомашиностроение». Он принимал активное участие в постановке и чтении курса «Управление в технических системах» на факультете «Э».
Всего В.И. Кругов опубликовал свыше 250 работ, среди которых 30 монографий, учебников и учебных пособий.
Блестящий учёный и эрудит В.И. Кругов щедро передавал свои знания и богатый опыт научным работникам и специалистам из промышленности, бессменно руководя созданным им в 1970 году постоянно действующим научно-техническим семинаром по автоматическому регулированию и управлению теплоэнергетических установок, ныне носящим его имя.
Семинар стал местом делового и научного общения учёных и инженеров соответствующего профиля. Сюда съезжались специалисты из многих регионов страны, чтобы обсудить назревшие вопросы, направленность и актуальность проводимых исследований, представить на суд общественности выполненные кандидатские и докторские работы. Тому во многом способствовала атмосфера доброжелательности и товарищеской заинтересованности, царившие на заседаниях семинара под неизменным председательством В.И. Крутова.
Много лет В.И. Кругов руководил работой аспирантов, среди его учеников 27 кандидатов и 7 докторов технических наук.
В.И. Кругов являлся членом научно-редакционных советов издательства «Машиностроение», журнала «Двигателестроение», международного журнала «Современная высшая школа», членом экспертной комиссии ВАК, членом учёных советов МГТУ им. Н.Э. Баумана, факультета «Э» и ряда других организаций.
Под его руководством на кафедре много лет работали такие известные учёные и педагоги, как: академик РАН А.И. Леонтьев, профессора Б.Н. Юдаев, Е.В. Шишов, Г.Б. Петражицкий, С.И. Исаев, А.Г. Чукаев, М.Д .Диев, В.Н. Афанасьев, В.А. Марков, доценты Е.В. Дрыжаков, Н.К. Корнейчук, И.П. Спорыш, М.С. Самойлов, В.И. Кофанов, Б.М. Миронов, В.М. Никитин, В.И. Хвостов, Ф.М. Данилов, В.В. Школа, А.М. Пылаев, В.П. Югов, Е.Е. Нурков-Морозов, А.Г. Кузнецов, старший преподаватель И.Б. Павлова.
С большим вниманием и уважением относился Виталий Иванович к людям, непосредственно обеспечивающим жизнедеятельность кафедры. Это заведующие лабораториями А.Т. Савушкин, Е.В. Орлов, А.Г. Россолько, много лет проработавшие на кафедре Л.М. Соловьёва, Н.П. Ивкина, Н.М. Девяткина, С.Х. Сайфетдинов, А.А.Хачатрян, С.М. Марьяшин.
В.И. Крутов создавал благоприятные условия для роста не только педагогических и научных кадров: Б.М. Миронов, В.М. Никитин долгое время возглавляли местный (профсоюзный) комитет Училища, М.С. Самойлов много лет был ответственным секретарём приёмной комиссии Училища, Б.Н. Юдаев по рекомендации Виталия Ивановича был избран заведующим родственной кафедрой МИХМа, Е.В. Шишов несколько лет находился на руководящей работе в ЮНЕСКО.
Размышляя о результатах деятельности человека такого крупного масштаба, каким являлся В.И. Кругов, было бы неправомерным обойти вопрос о его человеческих качествах, которые наиболее выпукло преломляются через призму семейных отношений.
Как уже отмечалось, вся жизнь В.И. была неразрывно связана с МВТУ. И это действительно так: жена его - Надежда Митрофановна также окончила МВТУ - они учились на одном факультете и в одной группе, дети - Алексей и Лариса – также окончили с отличием МВТУ, защитили диссертации.
 Виталий Иванович был прекрасным семьянином. Всё свободное время онпроводил в кругу своей семьи в московской квартире, на даче в подмосковном Крюкове или во время летнего отдыха на Чёрном море. Сейчас принято говорить о хобби. Он много читал, хорошо рисовал, прекрасно себя чувствовал в тёплой дружеской компании, любил и понимал юмор, ценил добрую шутку. До сих пор его ученики помнят и хранят как дорогие реликвии страницы диссертаций с его пометками, отмеченные морскими брызгами - даже на пляже он не расставался с работой, а может быть и не находил другого времени.
Человек принципиальный и в высшей степени честный, он не терпел фальши во всех её проявлениях. Так, во время экзамена он мог позволить студенту заглянуть в конспект лекций, подсказать ход рассуждений по заданному вопросу, задать наводящий вопрос, но не терпел подсказок и, тем более, шпаргалок. За шпаргалку следовало всегда и однозначно - удаление с экзамена.
Принимая экзамен с молодыми коллегами, Виталий Иванович категорически запрещал листать зачётную книжку, считая, что оценка должна ставиться по результатам сдачи конкретного экзамена, а не по среднестатистической успеваемости студента.
Душевная доброта, доступность в общении позволяли обращаться к нему за советом, за помощью людям независимо от их должности, занимаемого положения, будь то на кафедре, в Училище, в Министерстве. И всегда люди были уверены, что они будут выслушаны, поняты, а самое главное, что разговор не будет использован во вред обратившемуся за помощью.
В.И. Крутов прожил интересную и богатую событиями жизнь. И для всех, кто знал его лично, кто у него учился, или был знаком с его учебниками и научным трудами, он навсегда останется в памяти как крупный учёный, блестящий педагог, как человек, оставивший после себя яркий след. Продолжаются научные исследования, основоположником которых он был сам, живут его дела и идеи, живут и работают люди, которым он отдал часть своей большой и щедрой души.

JSN Epic template designed by JoomlaShine.com