flags2 r  flags2 e 
 chainov

Чайнов Николай Дмитриевич
д.т.н., профессор

Раб. тел.: +7 (499) 263-66-77
Внутр. тел.: 66-77 (ауд. 1048л)
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Область научных интересов

Развитие расчетных и экспериментальных методов для исследования теплонапряженного состояния деталей высокофорсированных дизелей.

Читаемые курсы

  • Конструирование двигателей
  • Моделирование теплового и напряженно-деформированного состояния деталей двигателей
  • Специальные главыконструирования двигателей

 

elibrary   618px-Scopus logo.svg

 

Краткая биография

Крупный ученый в области прочности и термопрочности двигателей внутреннего сгорания, заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор Николай Дмитриевич Чайнов родился 3 ноября 1937 года в Москве. Окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана в 1960 г. После окончания МВТУ работал на кафедре «Поршневые двигатели» лекционным ассистентом, доцентом. В настоящее время – профессор кафедры. В 1964 г. защитил кандидатскую, а в 1976 г. докторскую диссертацию, в 1978 г. присвоено ученое звание профессора. Н.Д. Чайнов является признанным учёным в области конструкции и расчёта двигателей внутреннего сгорания. По различным аспектам прочностного анализа узлов и дета- лей современных поршневых двигателей им опубликовано в печати свыше 160 научных работ, в том числе монография, а также разделы в пяти учебниках, написанных коллективом кафедры МГТУ, получено 5 авторских свидетельств на изобретения. Под руководством Н.Д. Чайнова подготовлено 30 кандидатских и одна докторская диссертации в области тепловой напряженности и прочности базовых элементов конструкции форсированных транспортных двигателей, что позволяет говорить о научной школе по указанному направлению. С 1959 г. Н.Д. Чайновым проводились обширные расчётно-экспериментальные исследования термопрочности головок цилиндров и герметичности газового стыка форсированных дизелей. Впервые был разработан метод расчета теплового и напряженно- деформированного состояния головки цилиндров - одной из наиболее сложных и тепло-напряженных деталей поршневого двигателя. В 1964 г. Н.Д. Чайновым была защищена кандидатская диссертация «Исследование характера напряженного состояния головок автотракторных дизелей». Начиная с этого времени, работы в области прочности, и в том числе, термопрочности узлов и деталей двигателей приобрели на кафедре систематический характер. В 12 кандидатских диссертациях, выполненных аспирантами под руководством Н.Д. Чайнова, исследованы различные аспекты этой проблемы применительно к головкам (крышкам) цилиндров автотракторных, тепловозных, судовых и специальных двигателей. Результаты комплекса расчетно-экспериментальных исследований в области тепловой напряженности форсированных дизелей, выполненных учениками Н.Д. Чайнова на кафедре, изложены в его докторской диссертации «Исследование теплового и напряженно-деформированного состояния головок цилиндров двигателей внутреннего сгорания», блестяще защищенной на объединенном докторском совете МГТУ им. Баумана в 1975 г. Начиная с 1976 г. Н.Д. Чайновым проводятся комплексные исследования тепло- вой и механической напряженности цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) быстроходных форсированных дизелей. Впервые в отечественной науке на базе объёмных конечно-элементных моделей разработан метод совместного решения задачи теплопроводности, термоупругости и гидродинамики применительно к элементам ЦПГ - поршень, кольцо, цилиндр. Исследования этой сложной и актуальной для двигателестроения проблемы продолжаются под руководством Н.Д. Чайнова и в настоящее время. Постоянно работая в вузе, Н.Д. Чайнов на протяжении всей трудовой деятельности и в настоящее время тесно сотрудничает с ведущими двигателестроительными заводами (Коломенский тепловозостроительный, Ярославский моторный завод, Харьковский завод транспортного машиностроения им. Малышева и др.), отраслевыми научно-исследовательскими институтами (ЦНИДИ, НИИД, НАТИ, ВНИИТМ, НИКТИД и др.). Среди 30 подготовленных под руководством Н.Д. Чайнова аспирантов значительная часть работников промышленности. Впервые применительно к теплонапряженным деталям поршневого двигателя выполнены исследования деформирования за пределами упругости, в том числе в области ползучести, что является необходимым элементом при оценке прочности и ресурса тепло-напряженных элементов форсированных двигателей. Н.Д. Чайновым и его сотрудниками выполнен комплекс расчетно-экспериментальных исследований, связанных с применением в поршневом двигателестроении новых конструкционных материалов. На созданной лабораторной базе проведены обширные экспериментальные исследования поршней, головок (крышек) цилиндров, клапанов, шатунов с использованием конструкционной керамики, композитов, интерметаллидов. Под руководством Н.Д. Чайнова впервые разработан метод расчета шатунов из волокнистых композитов на базе конечно-элементных моделей. Спроектированные и изготовленные шатуны успешно прошли длительные испытания в условиях эксплуатации на двигателе. Результаты НИР, выполняемых под руководством и при непосредственном участии Н.Д. Чайнова, систематически докладываются им на научных конференциях, семинарах и симпозиумах, как в РФ, так и за рубежом. Так, результаты своих исследований в области тепловой напряженности и физического моделирования деталей ДВС Н.Д. Чайнов доложил в 1987 г. на ХIХ Международном симпозиуме по «Тепломассообмену» в г. Дубровник (Югославия) и в 1994 г. на Международной конференции в г. Турине (Италия). В лаборатории кафедры усилиями группы Н.Д. Чайнова был создан комплекс экспериментальных установок, включающий безмоторные стенды (в том числе горячие), позволяющие воссоздать условия нагружения (тепловые и механические) деталей цилиндропоршневой группы высокофорсированных дизелей. Модельные установки с различны- ми системами нагрева, включая оптический с помощью галогеновых ламп, позволили надежно воссоздавать температурные поля теплонапряженных деталей, близкие к полученным на работающих двигателях. Созданный лабораторный комплекс широко использовался как при проведении хоздоговорных работ с промышленностью, так и в учебном процессе. Профессор Н.Д. Чайнов организует научную работу студентов кафедры в рамках СНТО им. Н.Е. Жуковского. Под его руководством студенты проводят ежегодные конференции СНТО, а лучшие из них участвуют в работе Международной школы-семинара по теплообмену и газовой динамике имени академика А.И. Леонтьева. Н.Д. Чайнов постоянно ведет активную общественно-научную работу. В течение ряда лет работал председателем кандидатского диссертационного совета. В настоящее время работает заместителем председателя докторского диссертационного совета в МГТУ, а также членом диссертационных советов ВНИИТМ, МАМИ. Состоял членом редколлегии журнала «Двигателестроение», научного совета РАН по проблемам транспорта, руководит Всероссийским семинаром по двигателям внутреннего сгорания при кафедре «Поршневые двигатели».

 

JSN Epic template designed by JoomlaShine.com