flags2 r  flags2 e 
 stechkin

Стечкин Борис Сергеевич

(1891-1969)

Главный конструктор авиационных двигателей

Академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Государственной премий

Выдающийся ученый, академик АН СССР (1953, член-корреспондент с 1946 г.), Герой Социалистического Труда (1961), лауреат Ленинской (1957 г.) и Государственной (1946 г.) премий. Борис Сергеевич Стечкин - основатель теории авиационных поршневых двигателей и основоположник теории воздушно-реактивных двигателей, ученый в области гидроаэромеханики и теплотехники. Б.С. Стечкин родился 5 августа 1891 г. в с. Труфаново Тульской губернии в дворянской семье. По окончании Орловского кадетского корпуса поступает на механический факультет Высшего технического училища в Москве, в 1918 г. закончил МВТУ и по просьбе Н.Е. Жуковского - «отца русской авиации» был оставлен при училище для занятий авиационными моторами. Уже в 20-е годы Стечкин становится известным специалистом моторостроения, ученым широкого профиля в области механики. В 1921 г. он был избран профессором. Вместе с Н.Е. Жуковским принимал участие в создании Центрального аэродинамического института, где возглавлял винтомоторный отдел (1918-1930 г.). Был одним из организаторов Военно - воздушной инженерной академии им. H. E. Жуковского с 1921 г. до 1943 г. работал профессором этой академии, с 1943 по 1954 год - начальником кафедры теории лопаточных машин и реактивных двигателей. Работал в ЦИАМ и одновременно в ОКБ А.А. Микулина был главным конструктором (до 1955). Преподавал в Московском высшем техническом училище (1918-27) и Московском авиационном институте (1933- 37). Одновременно с 1954 работал профессором Московского автомобильно-дорожного института. В 1954-61 заведовал лабораторией двигателей АН СССР, преобразованной в 1961 г. в Институт двигателей АН СССР, которым Борис Сергеевич руководил в 1961-62 г. Теорией авиационных двигателей начал заниматься с 1915 г. Стечкин является од- ним из создателей теории теплового и газодинамического расчёта авиационных двигателей и методики построения наземных и высотных характеристик двигателей; им выведен ряд универсальных формул для расчета поршневых авиационных двигателей по расходу воздуха, а также для определения коэффициента наполнения и индикаторного коэффициента полезного действия. В 1929 в журнале «Техника Воздушного Флота» опубликовал статью «Теория воздушного реактивного двигателя», где впервые изложил теорию воз- душно-реактивных двигателей, имевшую основополагающее значение для последующего развития реактивной авиации и ракетной техники. Лауреат Государственной премии СССР (1946), Ленинской премии (1957). За образцовое выполнение заданий правительства и внедрение в серийное производство авиационных моторов награждён 2-мя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды и другими медалями. Работы Стечкина в области моторостроения способствовали укреплению обороноспособности страны. В последние годы жизни (1963–1969) Борис Сергеевич был научным руководителем отдела в КБ С.П. Королева, принимал участие в создании космических кораблей. Скончался Борис Сергеевич 2 апреля 1969 г., похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

JSN Epic template designed by JoomlaShine.com