flags2 r  flags2 e 
 chudakov

Чудаков Евгений Алексеевич

(1890-1953)

Генеральный конструктор авиационных двигателей

Академик АН СССР, один из основателей НАМИ, основатель и первый директор Института машиноведения АН СССР, основатель кафедр автомобилей МММИ им. Н.Э. Баумана (теперь МГТУ им. Баумана), в Академии механизации и моторизации Красной Армии, в МАМИ и в МАДИ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Лауреат Государственной премии, профессор, доктор технических наук

Действительный член АН СССР, один из основателей НАМИ, основатель и первый директор Института машиноведения АН СССР, основатель кафедр автомобилей МММИ им. Н.Э. Баумана (теперь МГТУ им. Баумана), в Академии механизации и моторизации Красной Армии, в МАМИ и в МАДИ, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, Лауреат Государственной премии, профессор, доктор технических наук. Евгений Алексеевич Чудаков родился 2 сентября 1890 г. в селе Сергиевском Тульской губернии в крестьянской семье. Окончив сельское училище, он экстерном сдал экзамены за среднюю школу и в 1909 г. поступил в Императорское Московское техническое училище (ИМТУ), где не только отлично учился, но одновременно работал механиком на заводе и был сотрудником экспериментальной заводской лаборатории. Особое внимание в то время он уделял двигателям внутреннего сгорания, проводя поиск новых конструктивных решений. Е.А. Чудаков принадлежит к той блестящей плеяде деятелей русской науки и техники, которая образовалась в среде студентов Императорского московского высшего технического училища в научном кружке знаменитого ученого, профессора Н.Е. Жуковского. Это была группа студентов-энтузиастов, из которой впоследствии вышли всемирно известные ученые: А.А. Туполев, Б.С. Стечкин, А.А. Микулин, Д.К. Карельских, В.Я. Климов и др. В эту группу входил и Е.А. Чудаков. После окончания училища в 1916г. Евгений Алексеевич был направлен в Англию для работы по приобретению автомобильной техники для русской армии. На этой работе за два года он приобрел огромный опыт, изучая конструкции автомобилей на предприятиях этой страны. Это и определило дальнейший его жизненный путь. По возвращении в Россию в 1918 г. Евгений Алексеевич был принят в МВТУ преподавателям на кафедру Н.Р. Брилинга и занимался научной деятельностью в области автомобильного транспорта. Совместно с профессорами ИМТУ Е.К. Мазингом и Н.Р. Брилингом создает Научную автомобильную лабораторию (НАЛ) при ВСНХ, в 1921 г. эту лабораторию преобразовали в Научный автомобильный и автомоторный институт (НАМИ). Первыми работами Евгения Алексеевича в НАЛ были работы по созданию методов исследования и оценки эксплуатационных свойств машин, свойств материалов, применяемых для этой цели, а также по изучению и созданию новых топлив и масел. В 1928 г. Е.А. Чудаков опубликовал капитальный труд "Динамические и экономические исследования автомобиля", который явился итогом его десятилетней работы и положил начало новой научной дисциплине "Теория автомобиля". К началу 30-х годов на основе дальнейших исследований Е.А. Чудаков создает такие труды, как "Испытание автомобиля и его механизмов", а также "Тяговый расчет автомобиля", а вслед за тем работы по расчету деталей и узлов автомобиля. Все эти работы Е.А. Чудакова легли в основу под- готовки инженерных кадров по автомобильной специальности и принесли ему мировую известность. Е.А. Чудаков хорошо понимал, что для развития науки об автомобиле как объекте машиностроения требуется подготовка высококвалифицированных научных кадров и эту задачу он ставил во главу угла своей деятельности. Эта работа и была организована на созданных им кафедрах в МММИ им. Н.Э. Баумана (теперь МГТУ им. Баумана), в Академии механизации и моторизации Красной Армии, в МАМИ и в МАДИ. Эти кафедры были его усилиями тесно связаны и их деятельность координировалась им же. За изданный учебник "Теория автомобиля" (1950 г.) он был удостоен Государственной премии. В дальнейшем научная деятельность Евгения Алексеевича продолжала расширяться, охватывая общие вопросы машиностроения и перешла в область изучения производительных сил страны. Его усилиями был создан Институт машиноведения АН СССР (1938 г.), первым директором которого он и был избран. Действительный член АН СССР, профессор, доктор технических наук Евгений Алексеевич Чудаков является одним из организаторов воссоздания Московского автомеханического института в 1939 году и руководителем кафедры "Автомобили", где он проработал с 1942 по 1953 г. Евгений Алексеевич всегда находил время для встреч со своими учениками - аспирантами. И поздними вечерами, бывало, делал эти беседы не только поучительными, но и вдохновляющими. Е.А. Чудаков занимался и общественными делами: был членом Моссовета, членом Мособлисполкома, депутатом Моссовета. За выдающиеся заслуги перед Родиной был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени. В 1946 г. ему было присвоено почетное звание Заслуженного деятеля науки и техники РСФСР. Евгений Алексеевич скончался 19 сентября 1953 г. Е.А. Чудаков похоронен на Новодевичьем кладбище, где ему установлен памятник.

JSN Epic template designed by JoomlaShine.com