flags2 r  flags2 e 
 Карельских  

Карельских Дмитрий Константинович

(1888-1953)

 

Д.К. Карельских родился 15 мая 1888 г. в селе Алексеевском под Москвой. По окончании частного реального училища Воскресенского он в 1908 г. поступил в ИМТУ, которое окончил в январе 1915 г. со званием инженера-механика. С сентября 1915 г. Д.К. Карельских поступает в Автомобильный отдел Всероссийского земского союза, где последовательно занимает должности инспектора по гаражам на фронте, заведующего отделом технической эксплуатации, конструкторским бюро, отделом технической организации.
Наряду с инженерной работой, с 1917 г. Д.К. Карельских начинает заниматься по совместительству и преподавательской деятельностью в школе автомехаников при Комитете Военно-технической помощи. Он работает в Автосекции Московского экономического комитета, в Научно-учебном отделении этого комитета и с августа 1918 г. работает в лаборатории двигателей внутреннего сгорания Экспериментального института Наркомата путей сообщения, совмещая преподавательскую работу в МВТУ.
В августе 1919 г. Д.К. Карельских приглашается в Научную автомобильную лабораторию (НАЛ) на должность заведующего конструкторским бюро и члена коллегии.
В 1921 г. НАЛ была расширена и преобразована в Научный автомобильный и автомоторный институт (НАМИ), в котором Д.К. Карельских работал по тракторной тематике.
В 1923-1928 гг. Д.К. Карельских руководит проектированием и постройкой мотосаней двухгусеничной системы. В сентябре 1928 г. Д.К. Карельских переходит на работу старшим инженером в лабораторию Всесоюзного института механизации сельского хозяйства, где под его руководством был оборудован машинный зал и построено много испытательных стендов. В то время это была лучшая испытательная лаборатория в Союзе.
С 1926 г. Д.К. Карельских работает на кафедре "Тракторы" МАМИ им. М.В. Ломоносова преподавателем и заведующим лабораторией испытания тракторов.
В сентябре - декабре 1929 г. Д.К. Карельских командируется в Германию для изучения НИР и оборудования учебных лабораторий. В 1930 г. в Московском институте механизации и электрификации сельского хозяйства (МИМЭСХ) образуется новая кафедра "Автомобили и тракторы", которую возглавил Д.К. Карельских. С августа 1933 г. Д.К. Карельских работал в МАМИ им. М.В. Ломоносова в должности заведующего кафедрой "Тракторы".
Д.К. Карельских являлся основоположником научного исследования машин и своими трудами по созданию аппаратуры для испытаний тракторов в значительной степени обеспечил в то время приоритет русской науки в этой области.
Учитывая заслуги Д.К. Карельских перед Родиной, в октябре 1935 г. решением Высшей аттестационной комиссии он утверждается в ученом звании профессора по кафедре "Тракторы" без защиты диссертации.
В сентябре 1936 г., вместе с МАМИ им. М.В. Ломоносова, кафедра "Тракторы", во главе с Д.К. Карельских, переводится в Московский механико-машиностроительный институт им. Н.Э. Баумана на вновь образованный автотракторный факультет. В октябре 1939 г. Д.К. Карельских вернулся в воссозданный Московский автомеханический институт, в котором и проработал до конца своей жизни
заведующим кафедрой "Тракторы".
Во время Великой Отечественной войны с октября 1941 по февраль 1942 г. Д.К. Карельских, помимо своих прямых обязанностей по подготовке инженерных кадров в качестве руководителя кафедры и декана автотракторного факультета, принимал участие в организации Ремонтного автомобильного завода АРЗ-9 и налаживании производственного процесса на этом заводе.
Осенью 1948 г. в МАМИ был организован самостоятельный тракторный факультет, и его первым деканом стал Д.К. Карельских, проработавший в этой должности по март 1950 г.
За большой вклад в развитие оборонных отраслей науки 19 декабря 1949 г. Д.К. Карельских избирается членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук и по совместительству начинает работать с марта 1950 г. в оборонном НИИ-3.
В 1950-1951 гг. Д.К. Карельских работал в Комиссии при Комитете по присуждению высших государственных премий. В 1952 г. был утвержден членом Научно-технического совета Министерства автотракторной промышленности и председателем Экспертной комиссии Госснаба СССР по снижению металлоемкости отечественных приборов.
В 1940 г. Д.К. Карельских в соавторстве с профессором М.К. Кристи издает уникальный объемный учебник «Теория, конструкция и расчет трактора». Последним печатным трудом Д.К. Карельских в соавторстве был учебник для машиностроительных техникумов Министерства высшего образования "Теория, конструкция и расчет тракторов" (1951 г.).
Его самоотверженный труд учителя и воспитателя был достойно отмечен наградами Родины: орденом Трудового Красного Знамени, медалями "За оборону Москвы", "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг." и "В память 800-летия Москвы". В 1946 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

JSN Epic template designed by JoomlaShine.com